Разработки студенческих конструкторских бюро
В Советском Союзе, а позднее и в России в студенческих конструкторских бюро Московского авиационного института (МАИ). Казанского авиационного института (КАИ). Куйбышевского (Самарского) авиационного института (КуАИ), Харьковского авиационного ннсінтуїа (ХАИ), Ленинградского института авиационного приборостроения (ЛИАП. ныне — Государственный университет аэрокосмического приборостроения, ГУАП) велось проск і н- рованис и и гоговленне малораз — мерых ДПЛА, оснащенных поршневыми двигателями и в отдельных случаях реактивными пульсирующими двигателями или электродвигателями.
В учебных институтах работы проводились в разное время и с разным успехом. В общем, с начала 1960-х годов, создано несколько десятков типов малоразмерных ДПЛА как с несущим крылом, гак н с несущим витом. Все построенные ДПЛА. как правило, имели малый радиус действия (в пределах прямой видимости оператора для визуального контроля прост рапсі венного положения аппарат) и предназначались для атмосферных исследовании, аэрофотосъемки и карюграфнп, использования с сельском хозяйстве, на рыбных промыслах и в ннісрєсах обеспечения связи. Малоразмерные летаген. ные аппарат разработки СКВ позволяют с большой эффект ивносп. ю выполнять работы над городами на высотах ниже 300 м, где полеты пилотируемой авиации невозможны, для исследований загазованности, дымовых шлейфов, над действу ю — НЦ1МП вулканами, для выполнения природоохранных мероприятии…
С точки зрения сегодняшнего дня многие летательные аппарат студенческих КБ соответствуют уровню радиоуправляемых игрушек. Однако не следует забывать, что эти "Игрушки" создана тнсь в опытном порядке на достаючпо высоком технологи
ческом уровне. Студенты и их руководители были в полной мерс первопроходцами не только в области разработки собственно летательных апаратов, по и при разработках бортовой аппаратуры управления и автоматики, двигателей, целевой нагрузки.
Ь(‘( пи. потные штпприты
fоснове КОГО
аинационпого
циститу та [5] [6]
Наибольший опыт в постройке ДПЛА различного назначения имеют студенческие конструкторские бюро Московского авиационного института, которые выпускали радиоуправляемые лета гельиые аппараты с начала 1960 годов. Иногда ДПЛА, выпущенные в разные годы или разными КБ имели одинаковые названия.
Первый комплекс СКБ, объедн — нспных общей работой, был создай в МАП в 1962 году для разработки
проекта "Синица" — автоматического летательного аппарата-фотораз- ведчнка с дальностью полета 50 км. В 1962 году в СКБ-1 МАИ под руководством В. П.Махрова и И. И.Топоро — ва спроектировало и построило прототип "Синицы", в 1962-1964 годах была построена опытная партия самолетов. Старт ДПЛА типа "Синица" осуществлялся с катапульты, установленной на автомобиле типа ГАЗ-69, посадка обсспечнваласьза счет использования парашюта. Аппарат с размахом крыла 4 м и взлетной массой 60 кг оснащался двигателем К-125 мощностью 6,5 л. с. Малогабаритный автопилот спроскшрован в СКБ-3 (начальник — К. В.Розенбейм. руководитель — В. И.Козлов).
В 1977 году начато проектирование, а в 1978 году под руководством А. Павлова вСКБ-306 МАИ была создана и непышна модель "Э ісклри. іет-І ".оснащеннаястандартным элекгродвшагелем мощностью 170 Вт. Модель показала реальность создания ДПЛА. обладающих ско-
росіью полета 50-65 км/ч, с электромоторами
"Электроде!-2" — в торой из серин радиоуправляемых ДПЛА с электродвигателем — построен с применением специа илю разработанного сотрудниками научных подразделений ннсіиіуга злекірооборудовання и в 1979 году совершил несколько десятков испытательных полетов. В воздухе бы ні испытаны два варианта электродвигателей мощностью до 1 кВт: "форсированный" коллекторный и
бссколлекторнын. Практическое использование аппараіа с размахом крыла 3800 мм кроме изучения параметров загрязнения атмосферы предполагало его применение для распыления мнкроудобреннй. В зависимости отрежнма полета ДП ПА мог находи і ься в возду хс от 15 минут до 1 часа. Полезная нагрузка достигала ве нічним 2 кг.
Следующая модель — "Элсктро — лет-3” — разработана в СКБ-306 МАИ в 198 2 году и пре дназначена д. ія забора
проб воздуха в районах выбросов химических и нефтеперерабатывающих комбинатов, распыления микро — удобрений (полезная нагрузка — 5 кг). Планер аппарата традиционной самолетной компоновочной схемы изготовлен из полимерных материалов. Над крылом аппарата (размах — 3200 мм) размещен элсктродвигатепь с толкающим випгом. Максимальная скорость аппарата — до 80 км/ч, максимальная высота полета — около 2000 м. При создании бортовой аппаратуры к работам привлекался Институт прикладной геофизики.
Дистаниионио-пилотирусмые аппараты, разработанные в СКБ-602 МАИ подруководст вом В. Е.Всйтина, отличались разнообразием использованных компоновочных схем II использованием двигателей, спроектированных и изготовленных в СКБ-203 под руководством В. П.Зуева.
Аппарат "602-01" построен в 1976 году и предназначался для отработки принципов управления. Для его стартов в 1977 году (всего выполнено пять полетов) применялась катапульта ферменной конструкции, а для посадки — трехточечное шасси.
ДПЛА "602-02" проектировался и строился уже как аппарат пригодный для использования в народном хозяйстве страны. "602-02" предназначался для проведения крупномасштабной аэрофотосъемки (применялись фотоаппарат или телекамера), патру шрования автомагистралей. В ходе испытаний, проведенных в 1978 году, было выполнено три полета. Для старта ДПЛА применялась перевозимая катапульта ферменной конструкции. Посадочное устройство было выполнено в двух вариантах: для посадки на ровную площадку — трех — точечнос шасси, для посадки на неподготовленной местности — сеть.
Испытания вертикально взлетающего ДПЛА "602-03" (взлетная масса 42 кг) в двух модификациях проводились в 1979-1980 годах. Для осуществления старта использовалась пусковая установка оригинальной конструкции. В 1979 году был построен и прошел испытания аппарат "602-04" со взлетной массой 38 кг, в конструкции которого были использованы элементы ДПЛА "602-03". Для запуска аппарата использовалась наклонная катапульта с пневморе — зиновым приводом, посадка ДПЛА осуществлялась в сеть. На аппаратах "602-03" и "602-04" масса полезной нагрузки, включая аппаратуру радиоуправ ІСІІИЯ. составляла 6 кг.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
малоразмерных летательных аппаратов МАИ (СКВ МЛА) с 1978 года создавались МЛА для отбора проб воздуха над заводами и ГРЭС, исследований загрязнения атмосферы пылью, окислами азота, серой, для применения в сельском хозяйстве. Разработано, создано и испытано 15 малоразмерных летательных аппаратов серин МЛА. Постройка всех МЛА велась с использованием стеклопластика и лавсановой пленки.
Первый летавший МЛА-2 (разработка 1979 года) — зондировщнк атмосферы, запускавшийся с помощью резинового шнура. Забор проб воздуха для ана шза бортовой пробообрабатывающей аппаратурой осуществлялся из зоны слабых аэродинамических возмущений вынесенным вперед заборником. Для посадки на этом и нескольких последующих аппаратах использовались проволочные полозья-рессоры. МЛА-2 с размахом крыла 2,2 м, оснащенный двигателем "Радута-ЮР" мощностью
1.5 л с., бі. пі модифицирован в MjIA-3
В 1983-1984 годах под руководством С. В. Курочкина и Л. В. Кулакова разработан и построен МЛА-5 — малоразмерный самолет повышенной
маневренности с улучшенными взлетно-посадочными характеристиками для отбора проб пыли и газов в горнодобывающих карьерах. Оши — мизация бортового оборудования позволила при полезной нагрузке в 0,5 кг решать те же задачи, что и МЛА-2 с полезной нагрузкой I кг. МЛА-5 с двигателем "Радуга-ЮР” при размахе крыла 2,28 м имел взлетную массу 6 кг.
МЛА-6 — зондировщнк атмосферы, разработка 1984 года экспонировался на выставке НТТМ-84
МЛА-7 (1984 год. выпущен малой серией) и М1А-8 (1985 год) ■ оба с двигателем "Радуга-ЮР" — проектировались и строились как зопди — ровщикп атмосферы в рудных карьерах. На МЛА-8 для спуска грузов (капсул с пробами воздуха) на ограниченную площадку испытывались роторные посадочные системы (РПС) с раскруткой ротора перед посадкой РДТТ Отличительной особенностью МЛА-8 была возможность старта с рук без использования катапульты. Аппараты МЛА-7 и МЛА-8 имели размах крыла 2,2 м, взлетную массу 6,5 и 6 кг соответственно.
МЛА-9 — аппарат многоцелевого назначения модульной конструкции с лвніателем МДС-Ю мощностью 3 л. с., чз о позволяеттрансформнровать ею в биплан, моноплан — разработан и построен в 1985 (1987) году под руководством А. М.Левшина. После проведения испытании МЛА-9 выпущен ма зон серией. Разработаны и отработаны варианты аэрофото — сьсмочный. подъема и сброса малоразмерных исследовательских моделей, моделей для отрабоїкн автоматических систем управления и навигации; масса полезной нагрузки — 2 килограмма.
МЛ-10 разработан на базе МЛА-9 в 1988 году и при сохранении размаха крыта — 2,36 м отличался от последнею наличием большого фюзеляжною отсека для размещения и последующего сброса испытываемых моделей роторных посадочных систем. Взлетная масса уменьшена с Юдо
9,5 кг; полезная нагрузка -1 кг. против 2 кг у МЛА-9.
В конце 1980-х годов были разра — ботаны стартующие с катапульты зондировщики атмосферы МЛА-12 (разработка 1989 года, руководители — Л. В.Кулаков и А. М.Лсвшин) и МЛА-13 (многоцелевой беспилотный самолет, работы вели В. Г.Даншпок,
С. В.Курочкин). Оба ДПЛА осна-
щалнсь дви1 ателячи МДС-10 и имели полезную нагрузку 1 кг.
Разработки СКБ-МЛА МЛА-14 и МЛА-15 с двигателями “Тсрмик" прелназиачалисі. для использования в интересах сельского хозяйства, в частности для распыления чикро — удобрений — полезная нагрузка — 0,3 кг. МЛА-15(С. В.Курочкин, В. Г.Дани — люк) может транспортировать небольшие грузы — бактериальные препараты для борьбы с сельхоз — вредителями.
СКБ факультета летательных аппаратов МАИ в 1980 году представило проект самолета вертикального взлета и посадки с двигателем МАИ-
ДІ1ЛА с двигателем МАИ-108 |
установленного в вертикальном положении, и полет с набором высоты. Вертикальная посадка аппарата с использованием имевшейся аппаратуры управлення вызывала значительные трудности.
БЛА, выполненный по схеме " летающее крыло”, с двигателем МА И — 108 мощностью 20 л. с. был представлен на испытания в начале 1980-х годов.
ВНИИБМЗР для разбрасывания три- хограмм в СКБ-АМ (авиамоделизма) МАИ в 1977 году создан беспи тот ими самолет. В 1978 году для тех же целей был создан телепилотируемый микро — вертолет, позднее — еще, как минимум, один самолет.
В последующее десятилетие в СКБ-АМ было спроектировано и построено более 10 аппаратов.
ДПЛА 01-01 с поршневым двигателем "Рад} га-10“(СКБ-АМ мошност ыо
1,5 л. с.) при размахе крыла 3 м обтала і вз 1ЄТНОІ1 массой 11 кг н нес полезную нагрззку до 4 (5) кі Крейсерская скорость 70-100 км/ч.
ДПЛА 01-70 оснащался ситовой установко!! мощностью 10 л. с. с толкающим воздушным впитом. Аппарат обладал взлепюй массой 70 кг, полезная нагрузка — 20 кг. Испы — іання 1981 года показали возможность полета со скоростями то 180 км/ч.
ДПЛА 01-85 с двшагелем СКБ МАИ мошпосп. ю 4 л. с. при взлетной массе 25 кгтранспортнровал полезную наїрузку в 10 кг. Лстныс испытания поводились в 1985 і оду.
В 1984годувСКГ>-АМ В Мнхедаи А. Гречин разработали н построн їй ДПЛ "Комар” (одноименным ДПЛА “Комар" 1978 года описан ниже), оснащенный двнга гелем МАИ-250 (17 л. с.?) с толкающим вншом.
(ПЛА с гибким крылом АГК-1 для пове гения аэрофотсьсмкн малогабаритными камерами и производства 1СОЛО! оразведочных работ спроектирован в СКН-604 под руко — водсівом Г. П.Самарова и прошел испытания в 1981 году (в 1982 году модифицировано шасси — введено хвостовое колесо). По аналогичной схеме построен А ГК-2 с двиїаісісм "Рад} га-ЮР", а на его базе аппарат с тра ишионпым крылом ДІ1ЛА-02, оба со вз іеіііой массой около 5 кг.
1Ш1А-01 со взлет нон массой 50 кг, оенлшеннын двнгате іем "Дружба"х2 мощностью 9 л. с., пред — назшчеппып для проведения крупно — масш габион съемки местности площадью 10×10 км с помощью аэро — фотоаппараіа АФА-39, разработан и изготовлен в 1983 ю. іу. Аппарат с размахом крыла 3 м обладал взле і пой скоростью 50 км/ч, крейсерской
ДПЛА АГК-1
в варианте 1981 года
ІІ6Р. СКИЛ бастион
Разработки студенческих конструкторских бюро
скоростью — 100 км/ч. Авторы разработки Г. Г.Аджимамудов Г. П.Сатаров, В И. Симаков и футе.
Радиоуправляемые верные гы однороторнон и соосной схем проек — I проeajїй в МАИ В. Макеев. І І. Цнбіпов,
В. Власов. Основное назначение мик- ровертоле і ов — проведение сельскохозяйственных работ
В 1975 году в СКЬ-В МАИ началось проектирование радиоуправляемых моделей самолетов и верто- леюв тля рабо і в народном хозяйстве. Рабоїьі ведись в сої руднії чеезве с Кишиневским се іьскохозянст венным нноиіу’іом. проектировавшим устройство для сбрасывания с боріа самолета миниатюрных шариков, наполненных трпхої раммамн.
Вертолет ЛІШ-ІОО конструкции
В. С.Александрова, предназначенный дія коні роля загрязнения окружающей среды, наблюдений за НЭП, пефіс — п і азопроводами, пожарною надзора, ледовой и рыбопромысловой разведки, прошел летные испытания. 1 (рсдусмл грива іась возможность оснащения вертолета гелевнзн одной аппаратурой и бортовой камерой кругового обзора мест нос ти, что де «сто возможным его использование вис зоны прямой видимое 1II.
В 1985 году под ру ководст ном С. Н.Пс — рслыгипа ДПВ-100 прошел доработку. Взлетая масса вертолета около 100 к1, масса конструкции 70 кг, целевой наїрузкн — 25кг. Статический потолок — 1600 м. динамический потолок — 4000 м. скорост ь полета — до 175 км/ч.
В СКБ-В было сделано несколько радиоуправляемых вертолетов (Р> М-
На спичках справа (сверху вниз):
— ДПЛА АГК-1 в варианте 1982 года;
— ДПЛА АГК-2;
— Микровсртолст МАИ
ВI, 1*5 М-В2 и другие) со взлстноіі массоп до 6 кг, которые были испытаны в полеіах и участвовали в соревнованиях.
Полруководсівом С И Псрелы — 1 нна в 1985 году были нача і ы работы по привязному всршкально взлетающему аппарату с системо» автоматической сіабнлнзацин — МПВВА, управляемому по проводам с наземного пункта управления Первый полез аппара і а со взлез нон массой 18 кг, оснащенного трехфизным асинхронным двигателем, совершен в феврале 1989 года.
В 1980-х годах были построены радиоуправляемые верз очеім ГУМ В1 пРУМ-В2 со взлетной массой 4,2-4 8 кг
Испьплінія стартовавшей с рук модели малоразмерного дистанционно управляемого самолета прошли іегом 1979 года.
В СКБ-103 МАИ им. Серю Орджоникидзе спроскз нрованы летательные аппаразы с крылом в виде парашюза-крыла. У тельная нагрузка па крыло таких Л А допускає і набор
высоты при использовании встречных потоков воздуха. В качестве сфер применения аппарата рассматриваются: точная доставка грузов пострадавшим при сбросе с самолета (вертолета); исследования атмосферы при оснащении грузовою модуля системой автоматического забора воздуха или телекамерой; патрульная служба. Аппарат разработан и испытан в 1982 году, в 1984 году макет аппарата демонстрировался на различных выставках. Кафедра 702 МАИ разработала систему управления грузовых планирующих систем.
В 1976годувОСКБ-С (ОКБ-ЭС) МАИ начались работы по проектированию многоцелевого народнохозяйственного самолета "Эльф" с двигателем "Нельсон” мощностью 48 л. с. (размах крыла — 6 м. взлетная масса — 330 кг). В 1979 году был испытан дистанционно управляемый вариант самолета "Эльф-Д", имевший некоторые конструктивные отличия от основного пилотируемого вариант а самолета "Эльф": вводились
фиксированные предкрылки. Отработка самолета и наземного пункта управления проводилась с 1980 гола "Эльф-Д" прошел испытания в ходе которых совершались взлеты и посадки самолета с колесным шасси на аэродроме, проведена отработка самолета в воздухе с двигателем меньшей, чем планировалось мощностью, что ускорило работы по самолету "Эльф". Наземный пульт управления ДПЛА был выполнен как традиционная кабнна пилота легкого самолета. Поворотпульта управления в направлении на ДПЛА осуществлялся электроприводом, синхронизированным с поворотом головы оператора “Эльф-Д" демонстрировался на выставке НТТМ-82. В пилотируемом варианте самолет с двигателем мощност ью 72 л. с. был впервые испытан в 1985 году.
ОСКБ-С с 1978 года вело разработку многоцелевого (фоторазведчик, сельскохозяйственный) дистанционно пилотируемого самолета "Комар", работами руководили В. Соловьев и К. Жндовецкий. Согласно проекту полезная нагрузка располагалась в быстросъемном головном модуле. Крыло аппарата — деревянной конструкции, с введением концевых шайб — стеклопластнковое. Запуск ДПЛА предполагалось осуществлять с наземной катапульты илиссамолета — ноеителя, посадка осуществлялась на спасательном парашюте ПЛГ1-60 на пневмомешок. Первый экземпляр
Многоцелевой ДПЛА Комар" (полетная и транспортная конфигурации) контейнер размерами 2,2 х I х 0,8 м (крылья и концевые шайбы "складывались" с использован ием шарннр-
ных узлов с защелкивающимися фиксаторами крайних положений), перевод в полетную конфигурацию осушествлялся та 3-5 секунд, прн полетной массе 90 кг полезная нагрузка достигала 30 кг. Два двигателя МП-5 суммарной мощностью 12 л. с. с приводом на общин вал вращали толкающий винт.
В 1970году В. П.Зуевыми В. Беляковым был спроектирован и построен дистанционно пилотируемый самолет ЛЛ-01 "Рама" для проведения летных испытаний двигателя МАИ-25 Модульность конструкции обеспечивала возможность проведения испытаний аналогичных двигателей в полете. Для повышения эффект ив — нос і її вертикального оперения был поставлен дополнительный киль с рулем повороіа. В ходе проведення испытании прн посадке ДПЛ А получил повреждение. С нспользолапнем планера ЛЛ-01 позднее был создан ДПЛА "602-02".
ДПЛА ЛЛ-3 "Поган" со взлетной массой 12 кг и размахом крыла 3 м строился для проведення леї ных испытании двигателя МАИ-50. Первые испытания ДПЛА производились прн запуске с рук, позднее взлеты производились асфаль гированной полосы (аппарат оснащался колесным шасси) и с катапульты. С использованием планера ЛЛ-03 позднее был создан ДПЛА "602-01".
Для проведения испытаний двигателей различных типов в 1988 году была изготовлена новая "летающая лаборатория" — "Синица” ДПЛА с размахом крыла 4 м и взлетной массой 58 кг испытывался в двухдвигателыюм вариаше с двигателем МАИ-50х2 мощностью 7 л. с.
В МАИ в 1980-х і одах была разработана беспилотная мишень с П’ВРД. Опыт ный экземпляр мишени взорвался во время проведения испытаний.
В начале 1990-х годов МАИ выпустил рекламный листок с опп сан нем малоразмерного бсспшютної о аппарата с несущим шипом (взлетная масса 100 кг, полезная нагрузка — 25 кг), предназначенного для подтема, удержания и ориентации в прост
ранстве аппаратуры различного назначения прн мониторинге характеристик воздушного бассейна и радиационной обстановки при контроле и фиксации оперативной обстановки в прнлеї ающем регионе н т. п. Дистанционное пилотирование обеспечивает возможность использования аппарата в экстремальных условиях (высокий уровень радиации, пожароопасная обстановка и т. п ). По заявленным разработчиком данным аппарат должен обладать скоростью горизонтального поле і а — 120 км/ч, иметь практический потолок 1200 м при продолжи іельиости полета 0,5-
1,5 ч Длина аппарата — 2330 мм. ширина — 900 мм, высота -1200 мм, диаметр несущего винта — 2650 мм.
|
Основные характеристики ДП. ЛА, созданных в МАИ
Характеристики |
РУС "Синица" |
РУС РМ |
"Электро лет-2" |
"Электро- лет-3” |
АГК-1 |
АГК-2 |
ДПЛА-01 |
ДПЛА-02 |
Разработчик |
СКВ МАИ |
|||||||
Состояние |
опытные образцы |
|||||||
Год выпуска |
1960 |
1968 |
1979 |
1982 |
1980 |
1981 |
1983 |
1983 |
Размеры, м: |
||||||||
— длина |
4 |
1.8 |
1.9 |
2 |
||||
• размах крыла |
4 |
3.8 |
3.2 |
3 |
||||
Площалькрыла. м- |
0.94 |
|||||||
Масса, кг: |
||||||||
— пустого аппарата |
||||||||
— взлетная |
60 |
30 |
5 |
50 |
35 |
|||
— нагрузки |
25 |
2 |
5 |
|||||
Днигатель. тип: |
пд |
ПД |
эд |
ЭД |
ПД |
ПД |
ПД |
пд |
— марка |
К-125 |
К-175 |
(МАИ) : |
"Дружба" |
"Радуга — ЮР" |
"Дружба" |
"Радуга-ЮР" |
|
— мощность, л. с. |
6.5 |
12 |
1.36 |
1.36 |
2×4.5 |
1.2 |
2х 4.5 |
1.2 |
Длительность полета, ч |
0.5 |
0.3 |
||||||
Скорость иолетая, км/ч |
55-75 |
50-65 |
55-85 |
45-80 |
Характеристики |
МЛА-2 |
МЛА-5 |
МЛА-7 |
МЛА-8 |
МЛА-Ю |
МЛА-9 |
МЛА-12 |
МЛА-13 |
МЛА 14 |
МЛА-15 |
Разработчик |
СКВ малоразмерных ЛА МАИ |
|||||||||
Состояние |
опытные образцы |
|||||||||
Гол выпуска |
1981 |
1983 |
1984 |
1985 |
1988 |
1987 |
1989 |
1989 |
1989 |
1989 |
Размеры, м: |
||||||||||
• длина |
1.9 |
2.1 |
2.0 |
2.0 |
2.0 |
2.0 |
2.1 |
2.1 |
1.12 |
1.52 |
— размах крыла |
2.2 |
2.28 |
2.2 |
2.2 |
2.36 |
2.36 |
3.0 |
2.36 |
2.08 |
1.73 |
Площалькрыла. м’ |
0.8 |
1.36 |
1.36 |
1.36 |
1.5 |
1.5 |
0.9 |
0.75 |
0.5 |
0.6 |
Масса, кг. |
||||||||||
• пуслого аппарата |
5 |
4.5 |
5 |
5 |
7.5 |
7 |
||||
— взлетная |
7 |
6 |
6.5 |
6 |
9.5 |
10 |
8 |
9.5 |
5.1 |
4.7 |
-.нагрузки |
1 |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
1 |
2 |
1 |
1 |
0.3 |
0.3 |
Двигатель, тин: |
пд |
ПД |
пд |
|||||||
— марки |
"Радуга-ЮР’ |
мдс-ю |
"Термик" |
|||||||
— мопшек ТІ*. Л. І. |
1.2-1.5 |
3 |
3 |
|||||||
Длительность полета, ч |
1 |
|||||||||
Скорікті. полотая, км/ч: |
35-70 |
25-50 |
25-55 |
55 |
70 |
90 |
90 |
90 |
140 |
130 |
Характеристики |
ДПЛА 01-01 |
ДПЛА 01-09 |
ДПЛА 01-70 |
ДПЛА 01-85 |
"Рама" |
"Комар” |
СВВП |
“Потаи" |
СЛА "Синица" |
Разработчик |
СКВ авиамоделизма МАИ |
СКВ МАИ |
|||||||
Состояние |
опытные образцы |
||||||||
Год выпуска |
1978 |
1984 |
1981 |
1985 |
1970 |
1980 |
1980 |
1973 |
1988 |
Размеры, м |
|||||||||
— длина |
1.2 |
1.66 |
2.18 |
1.65 |
2.49 |
4.5 |
|||
— ричмих крыла |
3.0 |
1.86 |
3.0 |
2.34 |
3.1 |
3.2 |
3.01 |
4 |
|
Площалькрыла. м- |
0.76 |
1.3 |
0.97 |
1.3 |
2.4 |
||||
Масса, кг: |
|||||||||
— пустого аппарата |
7 |
20 |
12 |
||||||
— взлетная |
11 |
9 |
70 |
25 |
: 39(>) |
52 |
30 |
18.5 |
58 |
— нагрузки |
4 |
4 |
20 |
10 |
8 |
||||
Двигатель, тин |
ПД |
ПД |
ПД |
ПД |
ПД |
ПД |
|||
— марка |
СКБ-АМ |
СКБ-МАИ |
МАИ-25 |
МАИ-250 |
МАИ-50 |
МАИ -50 |
|||
— мощнт тв. л. с. |
1.5 |
10 |
4 |
2 |
17 |
3 |
2×3.5 |
||
Скорость полотая, км/ч: |
70-100 |
50 120 |
180 |
150 |
160 |
150 |